78 ступеней мудрости

Введение

Происхождение Таро

Около середины 15 века, через некоторое время после появления в Европе первых письменных упоминаний о картах вообще, художник по имени Бонифацио Бембо нарисовал набор карт без названий и нумерации для семьи Висконти в Милане. Эти изображения составили классическую колоду для итальянской игры «Тароччи»: четыре масти по четырнадцать карт в каждой плюс двадцать две карты с различными сценами, названные позднее « triomffi », в английском – « triumphs », «trumps» (козыри).

Сейчас эти двадцать две карты могут быть интерпретированы как обычный перечень средневековых социальных типов, таких как (используя их более поздние названия) – «Священник (Жрец)» или «Император», а также поучений, например, «Колесо Фортуны». Некоторые представляют добродетели – «Умеренность», «Сила». Другие показывают религиозно-мифологические сцены, такие как восстание мертвых из могил на карте «Страшный Суд». Есть даже карта, изображающая распространенную ересь – священника – женщину (Жрицу), что мы можем описать как насмешку над Церковью с более глубоким смыслом, чем у обычной религиозной шутки. Тем не менее, эта еретическая картинка берет свое начало в массовой культуре и поэтому все же представляет один из социальных «типов».

Один рисунок, однако, странным образом выделяется на общем фоне. Он изображает молодого человека, подвешенного за левую ногу в обычной деревянной раме. Его руки обычно за спиной, что вместе с головой образует треугольник; правая нога согнута и заложена за колено левой ноги, что образует крест или цифру четыре. Судя по лицу, человек расслаблен и, возможно, в трансе. Откуда Бембо взял такое изображение? Совершенно точно, это не преступник на виселице, как считали художники раньше.

Христианская традиция описывает Святого Петра, распятого на перевернутом кресте, видимо, для того, чтобы нельзя было сказать, что он копирует своего Господина. В Старшей Эдде, однако, бог Один висит вверх ногами на Мировом Древе в течение девяти дней и ночей не в качестве наказания, а в поисках просветления, дара пророчества. Но сама эта мифологическая сцена основана существующих практиках шаманов и знахарей в таких местах, как Сибирь и Северная Америка. Говорят, что иногда в ходе инициации и обучения ученики могут подвешивать себя точно так же, как это изображено на карте Бембо. Очевидно, тело в перевернутом состоянии приносит определенную психологическую пользу, например, голод и сильный холод могут вызывать яркие видения. Алхимики, которые наряду с ведьмами, возможно, унаследовали уцелевшую шаманскую традицию Европы, также подвешивали себя вверх ногами, считая, что частицы спермы, несущие бессмертие, перемесятся в психические центры головы. И даже до того, как запад стал серьезно воспринимать йогу, изображение йога, стоящего на голове, было известно всем.

Была ли карта Бембо просто изображением алхимика? Тогда почему бы не использовать более распространенный вариант – бородатого человека, помешивающего котел или смешивающего химикаты? Изображение под именем «Повешенный» в последующих колодах, ставшее позднее известным благодаря книге Т.С. Эллиота «Пустошь», показывает уже не столько алхимика, сколько молодого адепта некой секретной традиции. Был ли сам Бембо адептом? Можно предположить, что был, ведь скрещенные ноги – эзотерический символ тайных сообществ. И если он в одном изображении сослался на эзотерические практики, возможно ли, что остальные лишь внешне отражают социальные картины, а в действительности представляют оккультное знание? Почему, например, в оригинальной колоде именно двадцать две карты, а не, скажем двадцать одна или двадцать пять, хотя они и значимы в западной культуре? Было ли это случайностью или Бембо (или кто-то другой, а Бембо просто скопировал) хотел ненавязчиво включить в колоду эзотерическое значение двадцати двух букв еврейского алфавита? И все же, если и существуют какие-либо доказательства связи Бебмо или семьи Висконти с оккультными группами, они не доступны для изучения общественности.

Обратив внимание на ошеломляющие соответствия Таро и области еврейского мистицизма и оккультного знания, обычно называемого Каббалой, можно понять, почему карты Бембо практически требуют эзотерического толкования, несмотря на отсутствие весомых доказательств. В Каббале большое значение имеет символизм еврейского алфавита. Буквы связаны с линиями на Древе Жизни, и у каждой из них есть собственный символический смысл. Итак, в еврейском алфавите, как уже было сказано, двадцать две буквы, столько же, сколько и Старших карт Таро. В Каббале также имеют четыре буквы непроизносимого имени Бога – YHVH . Они представляют четыре мира сущего, четыре основных элемента средневековой науки, четыре ступени существования, четыре метода толкования Библии и так далее. В четырех мастях карт Бембо по четыре придворных карты.

Наконец, Каббала работает и с числом десять – Десять Заповедей и десять сефирот (стадий эманации) на каждом из четырех Древ Жизни. И в каждой из четырех мастей есть по десять номерных карт. Неудивительно, что толкователи карт Таро утверждали, что колода была создана как графическое версия Каббалы – бессмысленны для большинства, но многое говорят ограниченной группе людей. Тем не менее, ни на одной из тысяч страниц каббалистической литературы не упоминается Таро.

Оккультисты заявляли о существовании тайных источников для этих карт, таких как большое собрание каббалистов и других Мастеров в Марокко в 1300 году, но до сих пор ни одного исторического свидетельства этого события найдено не было. Что еще хуже, сами толкователи Таро не упоминают Каббалу до XIX века. И конечно, имена и числовая последовательность, столь важные для интерпретации, появились после самих изображений.

Если мы принимаем идеи Карла Юнга о базовых духовных архетипах в сознании людей, мы, возможно, можем сказать, что Бембо бессознательно получил доступ к источникам знания, позволив впоследствии воображению связать их с сознанием. И все же, такое точное и полное соответствие таких вещей как двадцать две старшие карты, четыре придворные карты и десять нефигурных карт в четырех мастях, а также положение экстатическое выражение лица Повешенного, кажется, превосходит такую мощную силу как Коллективное Бессознательное.

В течение многих лет Тароччи рассматривали в основном как азартную игру и в гораздо меньшей степени – как предсказательный инструмент. Затем в XVIII в. один оккультист по имени Антуан Кур де Жеблен заявил, что Таро (как называли эту игру французы) – это сохранившиеся остатки Книги Тота, созданной египетским богом магии, чтобы передать все знания своим последователям. Идея Кур де Жеблена является скорее фантастической, чем основанной на фактах, но в XIX в. другой француз Альфонс Луи Констан, известный как Элифас Леви, связал карты с Каббалой, и с этих пор люди стали рассматривать Таро все глубже и глубже, находя все больше и больше значений, мудрости и даже, через медитации и глубокое изучение, просветления.
Сегодня мы рассматриваем Таро как разновидность пути, пути к личному росту через понимание себя и своей жизни. Для кого-то происхождение Таро остается жизненно важным вопросом, для других оно лишь значит то, что их значения накапливались с течением времени.

Бембо создал архетип – сознательно или нет. Вне зависимости от какой-либо системы или детального объяснения сами изображения, которые менялись и совершенствовались с годами различными художниками, восхищают и очаровывают нас. Таким образом они вводят нас в свой мистический мир, который нельзя объяснить, а можно лишь прочувствовать на собственном опыте.

© Rachel Pollack "78 degrees of wisdom"
Перевод © Annelle

Скачать полный текст книги на английском языке

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Рейтинг Инфо-Поле mag.my1.ru - Сайт о магии  Каталог эзотерических ресурсов
Wiccan City - город виккан, сайт о викке, магии и язычестве.
карта верхнего ряда отметок миграционных карт владельцам дисконтных карт